Трудный жанр - исторички!
Я периодически пересматриваю разделы нашего рекламного каталога для того, чтобы удалить из них рекламы игр, которые перестали существовать. Как это ни прискорбно, но больше всего "дохнет" историчек. Вроде бы, прекрасные задумки, интересные завязки сюжетов но... почему-то не набираются игроки или админ не может вырулить сюжет... В общем, приходишь проведать игру через два месяца, а там только надпись: "форум удалён".
Для сравнения: очень живучие - игры по миру фэнтези. Можно пересмотреть три страницы раздела и не выкинуть ни одной рекламы игрушки. А из историчек, присутствующих в разделе "Исторические ролевые", прекратили своё существование 50%.
Хотелось бы, чтобы исторических ролевых становилось как можно больше, а их почему-то меньше и меньше...
Мне бы хотелось понять - почему?
Начнём с того, что игра на историческую тематику требует более серьёзного отношения и куда более обширных знаний, чем любая другая ролевая игра. Я помню, как ещё на Форролле в споре с Руджеро Палпатин утверждал, что игра по космофонтастике (в частности по ЗВ) требует изучения физики, химии и пр. и потому тоже крайне полезна игроку. Абсолютный бред. Изучение «Звёздных войн» способствует разве что забиванию своей головы бредом, какой-то псевдофизикой и псевдохимией, которые не являются настоящими знаниями и никогда нигде не могут пригодиться на практике. Поэтому на любой космофантастике, наоборот лучше никакими псевдознаниями себе голову не забивать, а играть, руководствуясь логикой повествования и здравым смыслом.
С историчками – не так. Там не проедешь только на здравом смысле и логике повествования (хотя без них, конечно же, всё равно – никуда!). Но для историчек необходимы знания, причём не суррогатные, а настоящие. Для этого необходимо долго готовиться, разыскивать и изучать информацию, и причём, лучше не в интернете, а в настоящих книгах, потому что в книгах (да простит меня Joker) всё же куда больше толку!
Эти знания не пропадут втуне. Поскольку, это настоящая история, изучение её в любом случае принесёт пользу изучающему, помогая ему разобраться в том или ином периоде истории.
Мне кажется, именно тут корень трудностей и причина малой популярности историчек. Над ними надо РАБОТАТЬ. А работать нашему современнику трудно, т.к. история, несмотря на формальное преподавание этого предмета в школе, продолжает для нас оставаться дремучим лесом.
Картина грустная, но я всё же не теряю надежды и продолжаю искать исторички хотя бы для «Каталога».
Историчность и внеисторичность
Есть расхожее мнение, что на историчке необходимы БОЛЬШИЕ посты. И потому на историчках мы часто встречаем игроков, которые только и делают, что огромными простынями описывают чувства, мысли, размышления, и при этом не имеют никакого понятия об эпохе. Это совсем не то! Руджеро как-то употребил термин "внеисторичны" - очень подходящее определение. Вот такие персонажи/посты очень часто бывают именно внеисторичны. Дело не в пространности постов, дело в их сущности, соответствии тому времени, которое отыгрывается. Например, в анкете прописана длиннющая биография некоего шотландского лорда и в ней - подробный перечень имён родителей и прародителей, братьев и сестёр, клички собак и ловчих птиц, с которыми когда либо был знаком персонаж, подробное описание бурной грозовой ночи, в которую персонаж появился на свет, может даже присутствовать диалог со старым учителем фехтования или кровным врагом семьи... Ну и что? какой это век: 19-й? 15-й? 12-й? А страна какая: Голландия? Или Англия? Или Польша?
С равным успехом над такой анкетой можно написать и Англия, XIX век; и Голландия XVIII века. Нужно только подкорректировать собственные имена и географические названия, хотя иногда умудряются обойтись даже без географических названий, а просто сказать: "Старый родовой замок на побережье". Такие анкеты/игры/игроки находятся вне истории. Они просто находятся внутри романтического стиля, которым писали свои романы авторы в XIX веке. Но если пост написан в романтическом стиле, это вовсе не значит, что это пост игры по реальным историческим событиям. Итак, историчка, это не посты в романтическом стиле, это знание реалий конкретной эпохи и страны.
Количество (слов) не всегда соответствует качеству постов. Например на Wild West отыгрывает командира военного форта человек, который в жизни преподаёт и читает лекции по военной истории и истории военной формы. Лучшего американского военного, лейтенанта и командира форта, не найти - я это знаю. Если этот человек уйдёт с игры - линию форта придётся закрыть, т.к. два раза такое чудо случиться не может. Так вот, этот игрок всегда пишет очень маленькие посты. Очень маленькие. Самые маленькие посты на игре. Но, тем не менее, эти маленькие посты полностью дают атмосферу и картину происходящего.
Так что не гоняйтесь за игроками, которые пишут много. Дело не в пространных описаниях мыслей и размышлений, самое главное в том, чтобы игрок ощущал эпоху и играл соответственно ей. Но для этого нужно, чтобы игрок знал эпоху, А чтобы он её знал, нужно, чтобы он её хотел узнать.
А периодически приходится сталкиваться с тем, что пришедший игрок заявляет: меня в школе достало зубрить, а вы ещё хотите, чтобы я здесь что-то изучал! Я играть пришёл, а не экзамены сдавать!
Что можно офицеру Наполеона, то нельзя офицеру Гитлера
Середина XIX века. Америка. Концентрационный лагерь военнопленных конфедератов.
Пленных держать тяжело, провизии мало, федералы обмениваться пленными не хотят. И конфедераты отпускают своих военнопленных под честное слово (т.е. те дают честное слово, что пойдут домой и воевать больше не будут). Потом, правда, выпускать под честное слово перестали, потому что северяне часто нарушали данное слово. Но всё равно - можете ли вы представить, чтобы в середине ХХ века (II мировая) кто-то отпускал каких-то военнопленных под честное слово? Это даже представить себе не возможно! Вот вам разница менталитета и разница эпох.
Или другой пример, Отечественная война 1912 года. Пленный французский офицер у русских. Вечер, ужин, пленный французский офицер поднимает бокал и предлагает выпить за Наполеона. Всё нормально.
А теперь представьте, сто лет спустя пленный немецкий офицер предлагает выпить за Гитлера...........................
........................................................................
Начнём с того, что ему и поднять бокал было б невозможно, т.к. ни бокала, ни вина, ни соответствующих условий. А уж тем более, невозможно чтобы он что-то подобное ляпнул вслух - это было б чистое самоубийство и возможно весьма жестокое.
А для офицеров XIX века такая ситуация была вполне естественна.
Именно в менталитете есть разница эпохи. Она создается не шипящим граммофоном и не старой фотографией, которая у кого-то стоит на комоде, а тем, что менталитет в другое время был совсем другой и именно его, менталитет, нужно пытаться показать, изображая другую эпоху.
Дух времени и штрих времени
Конкретная песня, доносящаяся из проигрывателя или марка машины - это не дух времени, это штрих. Штрих для создания внешней атмосферы. Действительно, внешняя атмосфера создаётся из штрихов, но она должна быть наполнена духом эпохи.
Попробую описать конкретный пример.
Довелось мне однажды читать одну историчку.
Место и время действия: Англия, первая половина 14-го века.
Эпизод банальный: некий местный благородный разбойник, забирается в дом своего недоброжелателя с личными целями, но по ошибке попадает в покои юной дочери недоброжелателя - девицы на выданье.
Как вы думаете, что там происходит? Обменявшись любезностями юная девица и незнакомый мужчина, влезший в окно, заводят пространную беседу о творчестве Горация (или Гомера, точно не помню).
Подчёркиваю:
Время - позднее Средневековье.
Место - Англия, тогда ещё католическая.
Возраст девицы - лет 16-17.
Строгие нравы католической Англии. Незнакомый мужчина влезает в окно спальни. Самое закономерное на месте девицы испугаться и звать на помощь! Какие тут беседы об античной литературе?
Второе недоразумение - античная литература. Кто девицу в обучал греческому или латыни???
Интерес к искусству Древнего Мира возник, во-первых, в эпоху Ренессанса (который уже наступает в это время в Италии, но в Англии начнётся позже и будет весьма "прохладнее"). Вторично интерес к Античной литературе вспыхнул после раскопок Помпеи и Геркуланума - 1798-1815 гг. Интерес был очень сильным, повлиял на моды, архитектуру и культуру первой половины XIX века. Но в XIV веке Помпею ещё не раскопали. И девиц воспитывали строго и серьёзно, чтобы они с незнакомыми мужиками, влезающими в спальню, лясы не точили.
Теперь возьмём ту же ситуацию (благородный разбойник, влезающий по ошибке в спальню девицы) но в XIX веке. В том веке (особенно, если это будет не Англия, а например, Франция) ситуация и тем, что девица начинает обсуждать Горация и Гомера с незнакомцем - вполне реальна. Нравы уже сильно развращены - девица может незнакомого мужика и не испугаться. Вдобавок, "плоды просвещения" и мода на всё античное в XIX века, делает возможным и прочтение девицей греческих и римских авторов, а также её великосветскую беседу об их литературных достоинствах.
В результате, тот эпизод, который логичен и возможен в игре по XIX веку, совершенно невозможен и нелогичен в игре по XIV веку. Игроки, той игры, по-видимому, очень любили романы XIX века и усвоили показанный там менталитет, культуру, дух, если хотите. И всё это, без изменений, решили перенести в XIV век. Мол, какая разница: и то и другое - историчка.
И в результате что получилось? Нет не игра по XIV веку, а какой-то безликий роман ни места, ни времени действия не имеющий, а имеющий абстрактные признаки романтизма, приправленного Просвещением и развратом.
И, к сожалению, таких Историчек на данный момент очень много.
Любите матчасть!
Очень часто на играх, не только на историчках, но и на других играх, но на историчках особенно часто приходится слышать фразу: "Зубрите матчасть!"
Нет, это совсем не подходящее выражение, не подходящее слово.
"Матчасть" т.е. время, мир, историю страны, менталитет эпохи нужно не "зубрить", а изучать, анализировать, понимать. Иными словами говоря - любить! И продолжать изучать, потому что история любой страны и любой эпохи совершенно бескрайняя, необъятная. Если её любить и изучать, тогда попутно создаваемая игра будет прекрасной, увлекательной, интересной игрой.
А "зубрить" нужно только таблицу умножения (и то некоторые умудряются её понимать).
Автор статьи - Сентябрьский Лис (Бабенко А.)
Источник: Сентябрьский Лис на borda.ru
|